Абсолютному большинству руководителей, политиков уготована незавидная судьба. Они предаются забвению, буквально, через несколько месяцев после их ухода от дел.
А кому-то суждено не только оставаться в истории, но и все более чётко в ней «прописываться»…
Из документов Интинского Краеведческого музея и службы отдела кадров объединения «Интауголь». 1997 год
(1941 – 1964 гг.)
Академик Гаршин П.П. – 1941 год
Здунис, Соколовский – 1942-1943 гг.
Орловский Иван Игнатьевич – 1943-1944 гг.
Халеев Михаил Ипполитович – 1944-1954 г.г.
Жуков Д.А. – 1954-1961 гг.
Игнатьев Б.Н. – 1962-63 гг.
Начальник комбината «Интауголь» –
Штипельман Семён Наумович – (22.04.1964 – 01.11.1975гг.)
Генеральные директора производственного объединения «Интауголь»:
Иевлев Иван Васильевич – с 25.11.1975 г. по 23.10.1987 г.
Плоцкий Николай Степанович – с 23.10.1987 г. по 05.01.1990 г.
Председатели правления – генеральные директора концерна «Интауголь» (избраны на Совете директоров предприятий концерна):
Борисанов Борис Владимирович – с 05.01.1990 г. по 23.07.1992 г.
Гладков Александр Николаевич – с 23.07.1992 г. по 09.01.1995 г.
Генеральный директор Акционерного общества открытого типа «Интауголь» –
Кукушкин Олег Игоревич – с 04.01.1995 г. по 17.06.1997 г. (назначен компанией «Росуголь», освобождён на Совете акционеров АООТ «ИУ»)
Генеральный директор Интинской угольной компании «Интауголь»
Шахтин Владимир Ильич – с 14.05.1997 г. по июль 1998 г. (избран Советом акционеров Открытого акционерного общества «ИУ» по рекомендации компании «Росуголь». Ушёл по собственному желанию)
Генеральный директора Шахтоуправления «Интауголь»
Баскаков Владимир Петрович – август 1998 года по 2002 год.
(Взят на работу в правительство РК министром промышленности, советником)
Павлов Алексей Владимирович 2002 – ноябрь 2003. (Отстранён от работы в связи с началом банкротства «ИУ»).
Ларин Вадим Александрович – начало банкротства «Интауголь» с ноября 2003 года.
Более точными данными не располагаю.
У них разные судьбы и причины приезда в приполярную Инту…
Объединяло одно – профессионализм, верность делу и ответственность за порученный участок работы.
Халеев Михаил Ипполитович
(1894 – 1976 гг.)
(из воспоминаний А.М. Гутмана)
«Халеев активно занимался развитием города и шахт. Лагерем занимался его заместитель Иванов. В лагере был порядок, заключенные получали всё, что им полагалось. Были подобраны начальники лагерных пунктов, в основном, из честных людей. Моё мнение, что нет необходимости переименовывать улицу, названную именем Халеева».
Предложение – «переименовать улицу Халеева» возникло в годы перестройки.
К счастью, мнение бывшего политзаключённого А.М. Гутмана в интинском стачкоме и его представителями в Совете города учли и улицу не переименовали.
Орловский Иван Игнатьевич
(из воспоминаний А.М. Гутмана)
«Первый начальник Интастроя, майор Орловский очень активный человек, много сделал в городе, при нём начали строить вместо бараков первые дома, и был построен клуб; закладывались и строились шахты, построена электростанция. В лагере был порядок, з/к получали питание и одежду, которое им полагалось, не было никаких нарушений.
Это был настоящий коммунист и честный работник органов МВД».
Гутман Абрам Моисеевич
(из личных воспоминаний)
«В Инту привезли в тюремном вагоне в марте 1943 года. С 1938 года работал в Донбассе главным инженером шахты, был арестован, почти 2 года пробыл в тюрьме под следствием, затем без суда, по решению особого совещания направлен в лагеря на пять лет. До Инты побывал на Дальнем Востоке, в лагере Омска работал на строительстве авиационного завода и в 1943 году, когда уже должен был окончиться срок, был направлен по спецнаряду, как горняк, в Инту.
Через три месяца после прибытия в Инту был освобождён. После сдачи в эксплуатацию шахты № 1 назначен её начальником, проработав им 11 лет. За систематическое выполнение госплана (хотя ещё не был реабилитирован) награждён орденом Трудового Красного знамени. Реабилитирован и восстановлен в правах и в партии в 1956 году. Из Инты уехал в 1961-м».
Штипельман Семён Наумович
«Родился в 1918 году. В 1930 году вместе с родителями переехал жить в Днепропетровск. В 1932-м закончил семилетку, а в 1936-м – Днепропетровский транспортный техникум. В 1937 году поступил в Днепропетровский горный институт, где проучился до июня 1941 года.
В 1938 году вступил в ряды ВЛКСМ. В июне 1941 поступил добровольцем в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии, но уже в декабре, согласно приказа НКГО (Народного комитета Гражданской Обороны) был демобилизован для окончания учёбы в институте. По его окончании был направлен для работы на Крайний Север».
В моей первой книге «Полярное сияние эпохи перемен. История женская» трудовому пути Семёна Наумовича посвящена целая глава, поскольку его вклад в развитие комбината «Интауголь» и города огромный.
Иевлев Иван Васильевич
«Генеральный директор объединения «Интауголь». Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, заслуженный шахтёр РСФСР, Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР.
Выходец из рядовой коми- крестьянской семьи.
– Я сам избрал профессию горняка. Учился сначала в Воркутинском горном техникуме, потом получил высшее шахтёрское образование в Москве. С 1954 года работал на шахте «Капитальная» сначала помощником начальника добычного участка и его начальником, затем заместителем главного инженера по производству и главным инженером. В 1964 году назначен директором шахты «Капитальная» и проработал им 10 лет.
В 1975 году И.В. Иевлев был назначен генеральным директором объединения «Интауголь» и проработал в этой должности до выхода на пенсию в октябре 1987 года. Коммунист с 1957 года».
Потом жил в городе Сыктывкар, являлся председателем республиканского Совета ветеранов. До конца своих дней внимательно следил за происходящими в Инте событиями, не принял и глубоко переживал развал угольной отрасли в городе.
«Из решения Политбюро ЦК ВКП (б) от 19 ноября 1932 года «Об организации Ухто-Печорского треста», входящего в ОГПУ через ГУЛАГ:
Перспективные задачи треста:
– разведка полезных ископаемых;
– строительство ж/д магистрали;
– рудников;
– развитие сельского хозяйства
Наиболее дешёвым и экономичным в освоении Ухто-Печорского края является обслуживание промразведки рабочей силой лагеря особого назначения ОГПУ».
28.12.1937 года приказом ст. майора ГБ Мороза Я.М. «О реорганизации Ухто-Печорского лагеря НКВД» создавались районные лагеря. В Воркутлаг включается командировка по разведке интинских углей.
Первый этап – 1940 год – начало промышленного освоения Интинского месторождения. Прибыла 1-я партия строителей шахт.
1-я половина 1941 года – на западном крыле Северо-Западной части месторождения заложены шахты № 1,2,3 (Первый Горный).
11 декабря 1941 года приказом ГУЛАГа № 0013 Управление Интастрой выделено из Воркутастрой в самостоятельную единицу (начальник П.П. Гаршин).
28 декабря 1941 года прошёл 1-й поезд в Воркуту. Рудник «Большая Инта» получил выход на железнодорожную сеть страны. Это создало возможность для ускоренного освоения Интинского месторождения.
15 октября 1942 года отгружен 1-й эшелон угля Родине.
Второй этап – усиленное шахтное строительство, попутная добыча угля (1942 – 1946 годы). Деятельность Интастроя.
В 1945 году в Интастрое работало 14 очистных забоев.
Третий этап – переход от стадии строительства (с попутной добычей угля) в стадию эксплуатации.
Задачи: техническая реконструкция шахт, повышение их работоспособности; строительство новых шахт с большой производственной мощностью.
1946 год – Интастрой переименован в Интауголь. Это переименование символизировало, что группа Интинских шахт переходит из стадии строительства с попутной добычей угля в стадию эксплуатации. Перед комбинатом поставлены две основные задачи:
В 1946 году шахты № 1,2,3, были реконструированы, добыча угля значительно увеличилась.
1947 год – вступила в строй шахта №10 второго рудоуправления (с проектной мощностью 100 тысяч тонн угля в год). 1948 год – вступила в строй шахта № 9 (300 тысяч тонн).
1948 год. Инталаг передан в систему Минеральных лагерей (Минлаг) и стал лагерем особого режима для политических заключённых.
В тот же год руководство комбината приняло решение впредь строить только крупные шахты. Началось строительство шахты – №12 (500 тысяч тонн в год); она сдана в эксплуатацию в 1953 году.
1950 год – заложена ещё одна крупная шахта № 11 (500 тысяч тонн в год), сдана в эксплуатацию в 1954 году.
Одновременно со строительством и реконструкцией шахт велось строительство и реконструкция подсобных промышленных предприятий.
1946 год – построено депо для паровозов, а каждая из шахт получила непосредственный выход к станции Предшахтная по подъездному пути нормальной колеи. Там формировались угольные составы для отправки их на Большую землю.
Тогда же был построен кирпичный завод, выпускающий кирпич редкого окраса с вкраплением металлов. Началось быстрое строительство жилья для интинцев. Однако мощности завода не хватало для нужд всего объёма строительства, поэтому в 1947 году в Инте построили шлакоблочный завод.
10 апреля 1948 года началось строительство новой тепло-энерго- магистрали ТЭЦ-2, её первая очередь вступила в строй в марте 1949 года.
К концу 5-й пятилетки в Инте работало 12 шахт, с суммарной проектной мощностью почти 4 миллиона тонн». Последней – построили шахту «Интинская» на посёлке Южный.